13 марта 2024г.
Дарья Маркушевская - магистр искусств. Специалист в области культурологии, современных медиа, искусства, дизайна, креативных индустрий и музейного дела. С отличием окончила Высшую школу экономики (г. Москва), автор концепт-дизайна интерактивной выставки «Ленинградский щелкунчик».
Дарья рассказывает о том, как рождался и реализовывался замысел выставки с содержанием которой можно ознакомиться на сайте хранителивремен.рф:
Идея интерактивной выставки "Ленинградский щелкунчик" появилась не сразу. Самое сложное было в том, что выставка направлена, прежде всего, на юного зрителя и нам требовалось деликатно рассказать об очень сложных вещах, не раня тонкую детскую психику.
Главная задача заключалась в эмоциональном воздействии на ребёнка , в его сопереживании и погружении в самое тяжёлое время в истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) в Блокаду — с сентября 1941 года по январь 1944 года, где проводником явилась уникальная блокадная сказка Дениса Нефёдова «Ленинградский щелкунчик».
Мы наметили для себя следующие цели выставки:
1. Рассказать о блокаде Ленинграда через призму сказки, чтобы сделать эту сложную историю более доступной и запоминающейся для детей. Именно поэтому акцент поставлен на восприятии событий Блокады глазами ребёнка, его ценностей и мироощущения;
2. Расширить знания посетителей об истории блокады Ленинграда, в том числе через использование интерактивных элементы выставки (QR-кодов с аудиосказкой, подлинной кинохроникой, музыкой и т.д.);
3. Подчеркнуть культурное наследие города на Неве и его Великую духовную жизнь, даже в страшное время Блокады;
4. Выставка должна дать импульс к проведению образовательных мероприятий для детей, обсуждению истории Блокады, а также важнейших нравственных понятий таких как дружба, верность, милосердие, жертвенность, семья, Родина.
Для достижения поставленных целей нам представилось важным применить ряд особенных подходов, а именно рассказать о Блокаде, как о более общем культурном феномене преодолении зла посредством сказочного сюжета; взглянуть на глобальную историческую катастрофу через призму историй отдельных людей, микрожизни горожан; использовать в экспозиционном плане, выделенные в отдельные блоки фрагменты из блокадной сказки «Ленинградский щелкунчик» и иллюстрации к ней.
В качестве основы экспозиционных материалов нами были использованы научные работы и статьи по истории Блокады, дневники и мемуары блокадников, особенно дневники детей Ленинграда, архивные данные, литература, фотографии, рисунки, кинохроника, музыка военной поры.
В целом экспозиция представляет собой историю Блокады и обороны Ленинграда и базируется на хронологической линейке от начала Великой Отечественной Войны до дня ленинградской победы.
Экспозиционный комплекс имеет следующую структуру:
1. Трагедия города. Начало. – Рассказ о начале Войны и Блокады
2. Сжатое дыхание города. – Рассказ о том, как город выживал и сражался 3. Дети Ленинграда. – Рассказ о жизни детей Блокады от рождения до совершеннолетия 4. Выжить! Семья. – Рассказ о семье в широком смысле слова, о том, что «выжили лишь те, кому было на кого опереться», о микрожизни горожан
5. За пределами страданий. – Рассказ о Великой духовной жизни блокадного Ленинграда 6. Шаги к Победе. – Рассказ об освобождении Ленинграда
Экспозиционный стенд № 5
· Составление сценария экспозиции
Определение возможной формы изложения экспозиционного замысла. Основу сценария составляет обоснование ведущих понятий, тем, идей, проблем, определяемый процессом восприятия экспозиции ее будущими посетителями.
· Определение научной концепции выставки и выработка экспозиционного образа
Было выделено шесть основных тем, которые наиболее подробно раскрыты в блокадных свидетельствах, что позволяет, по мнению авторов выставки, многогранно осветить одновременно как трагедию, так и мужество жителей Ленинграда. Заключительным моментом данного этапа является формирование тематико-экспозиционного плана, под которым подразумевается система основных тем, идей и проблем, подлежащих раскрытию, а также выбор доступных методов реализации предлагаемых замыслов по отображению и согласование концепции выставки с научными рецензентами.
· Сбор исторических материалов для последующего исследования военной и культурной истории блокады Ленинграда
Поиск достоверных и тематически релевантных источников, свидетельствующих, как об обороне, так и о жизни Ленинграда в период с августа-сентября 1941 года по январь 1944 года. Список исследованного материала включает в себя различные источники: научную литературу, прозу и поэзию блокадной поры, прессу, дневники, мемуары, письма, архивные записи, военные карты, а также визуальные материалы такие как документальные фильмы и кинохронику, фотографии, плакаты, рисунки и графическую летопись и скульптуру. Также на данном этапе проводится критический анализ подобранных материалов, консультации с научными рецензентами и отбор материалов для экспозиции.
· Визуализация данных и идей исследования (коммуникационный дизайн)
Подготовка визуального оформления выставки: создание инфографических вложений, составление хронологии событий, иллюстраций и тематических таблиц со статистическими данными, редакция изображений (документальнойхроники, карт, указов, плакатов, брошюр).
· Подготовка организованной системы текстов
Составление лаконичной и ясной системы текстов (заглавных, объяснительных и ведущих), которая должна заключать всю необходимую информацию для раскрытия темы экспозиции и при этом быть эмоционально воздействующей. Дополнительным аспектом к данному этапу работы предстает оформление этикетажа (заголовков, аннотаций, и указателей) к графическим данным.
· Заключительное оформление основного экспозиционного комплекса
Стилистическое согласование всех элементов экспозиционного стенда, включая текстовые и графические блоки, а также все необходимые аннотации и приложения к ним и корректорская работа.
Экспозиционные материалы для выставки отображены на трёх двусторонних стендах размером 200 х 100 см.
Определена оптимальная цветовая среда: желто-зеленые тона, которые улучшают условия для работы зрения, препятствуют быстрому утомлению глаз. Дополнительные цветовые решения (красный, черный и тёмно-серый) используются для подчеркивания значимости отдельных элементов. Отдельное цветовое решение было предусмотрено для фрагментов сказки – они расположены в особых салатовых окнах, где текст напечатан белыми буквами, чтобы зритель сразу понимал, что он читает именно фрагмент сказки.
Выставка "Ленинградский щелкунчик" в школе № 825 им. В.А. Караковского (г. Москва)